zagranitsa.com
Назад

Как открыть свой бизнес в постреволюционной Украине: личный опыт Эмзара Кортиашвили

1 5051
Фото: личный архив Эмзара Кортиашвили

Бизнесмен Эмзар Кортиашвили решил уехать из Грузии, когда его мебельное производство разрушил упавший в центре Тбилиси снаряд. Выбором стала Украина. Тут Эмзар Сергеевич с большим трудом заново отстроил бизнес, а еще нашел свою любовь! Порталу «ЗаграNица» грузинский экспат рассказал о ксенофобии, проблемах с законом и о том, как основать мебельное производство, услугами которого будут пользоваться крупные украинские политики и звезды телевидения

«ЗаграNица»: Вы скучаете по Грузии? Чего вам не хватает в Украине?

Эмзар Кортиашвили: (Показывает на ТВ-экран, где на видеозаписи концерта в Австралии демонстрируют отточенность движений танцоры ансамбля Erisioni.) Вот этого всего не хватает — культуры. Украинцы и грузины — они разные. Как и, впрочем, русские и украинцы. Не хорошие и не плохие, просто другие. А вообще, в Украине классно. Могу уже с уверенностью сказать, что это моя вторая родина. Я никому не позволяю сказать про Украину ничего плохого. Даже украинцам не позволяю хаять свою страну. Мне жаль людей, которые плохо говорят о своей родине: для них нет ничего святого. Они, наверное, никого не любят. Как ты можешь любить кого-то, если не любишь страну, где у тебя родня, где ты родился и вырос? Я этого не понимаю.

«ЗаграNица»: Когда побывали в Украине впервые? Почему решили переехать сюда?

Э.К.: Я приехал в Украину в 93-м. Вообще, моя история очень сложная. Начиная с 84-го года, как только из армии приехал, женился и завел детей, я всё время был на работе. И хочу сказать, был достаточно обеспеченным человеком. Но случилось так, что я по неопытности вложил весь свой капитал в мебельное производство, которое находилось в центре Тбилиси. Буквально через три-четыре месяца началась война, в здание попал снаряд и цех сгорел вместе со всем, что я в него вложил. Сгорело всё! Я тогда был очень злой, все думали, что повешусь. Решил поехать на войну. Собрался и чисто случайно встретил на остановке друга, который только приехал с фронта во время ротации. Я уже со всей экипировкой и автоматом в руках шел на остановку автобуса. Он на меня смотрит и спрашивает — мол, ты куда. Я говорю, что на войну, куда же еще, я ведь тоже патриот. Он переспрашивает: «Куда?», — а потом берет меня за шкирку и ведет домой со словами: «Тебе там делать нечего. Это коммерческая война». Я посидел дома и подумал: ну его к черту, если не на войну, поеду в Украину жить.

Фото: личный архив Эмзара Кортиашвили

«ЗаграNица»: Почему именно в Украину?

Э.К.: Потому что у меня первая жена была украинка и мы решили к ее родственникам поехать в Шостку (Сумская область). Мы жили в Украине с дочерью и сыном до 98-го года. Потом дети уехали. А в 2001 году, когда заболел мой отец, и я вернулся в Грузию. Пробыл там до 2005 года, но так и не смог адаптироваться. Тогда еще были времена Шеварднадзе, бардак в стране. Я понял — будущего у меня здесь нет. Бизнесом заниматься смысла не было никакого. Купил микроавтобус, и какое-то время работал перевозчиком. Но не смог привыкнуть к такой жизни.

«ЗаграNица»: А в Украине чем занимались?

Э.К.: Здесь у меня был свой бизнес: крупное производство мебели, почти фабрика. Нас было трое партнеров. Но когда заболел отец, я забрал свою часть денег и уехал в Грузию. Отца спасти не смог, а деньги ушли, и пришлось начинать всё с нуля. Когда я вернулся в Киев, у меня в кармане было всего 200 долларов.

«ЗаграNица»: Вы приехали в Украину как раз после Оранжевой революции. Не страшно было возвращаться?

Э.К.: Я ждал этой революции. Я знал: если Ющенко победит, я приеду, если нет, не буду ехать. Тогда, в 2005 году, грузин серьезно гоняли. Я каждую неделю в КПЗ сидел. Просто так, ни за что забирали.

«ЗаграNица»: С чем это было связано?

Э.К.: С тем временем, когда из России грузовыми самолетами грузин вывозили. Это было в 2006 году, после прихода к власти Саакашвили. Тогда Грузия начала понемногу подниматься, и из России грузин стали массово выдворять. Грузия тогда обратилась в Страсбургский суд по правам человека и выиграла иск у России. Многие бежали в Украину, а поскольку в первую очередь бегут воры и бандиты, милиционеры, увидев грузинский паспорт, сразу забирали. Мне было так неприятно! Я ведь уже тогда любил Украину. А стычки были очень серьезными: постоянные обыски «Беркутом» и меня самого, и автомобиля.

«ЗаграNица»: А сейчас как? Есть проблемы с МВД?

Э.К.: Сейчас у меня уже есть вид на жительство. Но получить его в Украине, наверное, сложнее даже, чем в Европе. Нужны особенные аргументы: либо женился на украинке, либо родственники первой категории (отец, мама, брат, сестра) украинцы. Все остальные варианты не рассматриваются. Закон абсолютно бредовый! Допустим, я женился и переехал в Украину. Три месяца прошло, и я должен отсюда уехать и ждать еще три месяца, прежде чем смогу вернуться в страну. Всё сделано так, чтобы закон нарушался. Мне посоветовали сделать регистрацию: мол, я нахожусь у жены. Но если я зарегистрировался, всё равно нужно через три месяца продлевать регистрацию. А затем — возвращаться назад в Грузию, потому что если ты не гражданин Украины, то имеешь право находиться здесь не более 180 дней, причем в текущем году назад в страну уже не попадешь. Я страшно ругался в аэропорту — говорил, вы мне семью разрушаете. Вот такой маразм. Но в 2011 году я взял вид на жительство и теперь имею все права, кроме участия в голосовании.

Фото: личный архив Эмзара Кортиашвили

«ЗаграNица»: У вас кто-то в семье занимался мебелью? Почему именно в этой сфере решили делать бизнес?

Э.К.: Мебель… Не знаю. Мне нравилось делать мебель с молодости, когда я только вернулся из армии.

«ЗаграNица»: А как научились этому?

Э.К.: Жизнь научила. Много бессонных ночей провел за изучением технологии производства мебели. У меня такой характер: либо я буду лучшим, либо этим делом заниматься не стану.

«ЗаграNица»: И у вас получается! Сейчас ваша компания обслуживает небедных людей: среди них нардепы, артисты, телезвезды. А с какими проблемами вы сталкивались, основывая свой бизнес?

Э.К.: Вообще, в законодательстве Украины много барьеров для основания собственного бизнеса. Законы написаны так, что иностранцу проще уехать в страну, где таких барьеров нет. Сюда должна зайти очень крупная фирма, чтобы ей разрешили что-нибудь сделать. А маленьким очень несладко. Я должен был всё это пережить, и я пережил, хотя было крайне тяжело. Например, пока у меня не было вида на жительство, я не имел права получать зарплату в своей фирме, только депозиты с прибыли.

Фото: личный архив Эмзара Кортиашвили

«ЗаграNица»: А какие были ощущения, когда вы перебрались в Киев после жизни в небольшом городке Шостка? Как встретила вас столица?

Э.К.: В Шостке, где я жил раньше, мне поначалу было непривычно, ведь я всю жизнь провел в столице (Тбилиси — прим. авт.). Поскольку я всегда в движении, мне не хватало масштабов города. А вот когда перебрался в Киев, ощутил себя в своей тарелке. Но здесь очень сложно основывать свой бизнес, не имея ничего за спиной: совсем другие деньги нужны. То, что у меня сейчас есть, просто исключение. Помогло везение и колоссальный масштаб проделанной работы.

«ЗаграNица»: Есть у вас в Киеве любимые места?

Э.К.: Раньше мы с Олей (супруга Эмзара — прим.авт.) любили гулять по Крещатику. Сейчас отдаем предпочтение отдыху на природе. Нравится ездить на Десну. Раньше, когда жили на Лесном массиве, почти каждый вечер ездили туда. Сейчас меня больше привлекает тепло собственного дома. Люблю, когда к нам приходят гости.

Фото: личный архив Эмзара Кортиашвили

«ЗаграNица»: Вас удивили в Украине какие-то обычаи, традиции, особенности менталитета?

Э.К.: Если взять застолье — например, день рождения, — у вас весь вечер пьют только за одного человека. У нас даже на свадьбе только первый тост пьется за жениха и невесту, а остальные — за их окружение.

«ЗаграNица»: А по поводу украинской кухни что можете сказать?

Э.К.: Я очень люблю борщ и вареники, вообще, украинская кухня мне очень нравится. Единственное — не ем кровянку. Украинская кухня не так уж отличается от грузинской: здесь тоже любят мясо и готовят с ним много блюд.

«ЗаграNица»: Какие грузинские традиции вы привезли с собой в Украину? И насколько ваша межнациональная семья отличается от традиционной украинской? Например, ваша супруга готовит грузинские блюда?

Э.К.: Да, Оля уже знает грузинскую кухню, готовит хинкали. Многие блюда делает так, что даже грузинки настолько вкусно не умеют! Наша семья, наверное, отличается от других, но чем — не знаю. Не могу сказать, что у нас патриархат. Есть уважение в семье — и это самое главное.

НАПЕЧАТАТЬ

Смотрите также:

Комментарии (1)

c
Гость
c 8 лет назад Гость читатель

ни о чем

0
Ответить
Еще 0 ответов комментарии