zagranitsa.com
Назад

Сергей Ристенко: «Cнимки на телефон — это поп-культура в фотографии»

0 4818
Фото: Сергей Ристенко

Киевский фотограф Сергей Ристенко в интервью порталу «ЗаграNица» рассказал о своей первой камере, «секретных» местах Киева и о том, почему заниматься стрит-фото невыгодно

Сергей Ристенко — потомственный фотограф. Он, вопреки всем правилам логики, начал творческий путь с пленочной фотографии, затем снимал на «цифру» и в итоге увлекся мобилографией. Фотоохотой Сергей занимается ежедневно. Его камера на iPhone ловит атмосферные картины жизни города, за которыми в Instagram автора следят более 26 тысяч подписчиков. А недавно в одной из киевских галерей открылась выставка Instagram-снимков фотографа, посвященная киевским рассветам и закатам. Мы поговорили с Сергеем о преимуществах съемки на телефон, о советских фотографах и о том, что его больше всего раздражает в Киеве.

1

«ЗаграNица»: С чего начинался ваш путь фотографа? Какой была первая камера? В каких жанрах снимали?

Сергей Ристенко: На путь фотографа я ступил давно, хотя, честно сказать, не собирался им становиться и даже противился этому. Мой прадед был фотографом (снимал еще в Первую Мировую), мой дедушка был фотографом, так что, видимо, это передалось генетически. Я отчетливо помню, как дедушка по ночам что-то там проявлял, печатал в комнате, а еще то, что не оставляло меня безразличным — красную лампу. Для меня в детстве это было колдовство.

А вот снимать меня учила сестра. Теория казалась мне тогда непонятной и запутанной, но я благодарен ей, что она терпеливо мне всё объясняла. Когда я впервые взял в руки пленочную камеру, напутственное слово сестры было простым — если выйдет хоть один кадр хороший, считай, повезло! (Смеется.) Честно — где-то так и было. Я уничтожал запасы пленки, переводил деньги на печать, и когда брал в руки один из 36 кадров, который был более или менее резким, радости моей не было предела. Ну а дальше — дело практики...

Моей первой камерой был «Зенит TTL», потом была «Киев-19М»... ну, и «ЛОМО Компакт». Честно, я очень рад, что начал с пленки. Она заставляет ценить и уважать кадр. Это очень важно. Понятно, что теперешние цифровые зеркалки позволяют снимать серии по семь-восемь кадров за секунду и выше: можно просто «поливать от бедра» и потом выбрать один из тысячи. Но, по моему мнению, это не фотографы, а просто нажиматели кнопки. Искусство — это выждать, уловить нужный момент, сюжет, свет и сделать тот единственный кадр. В дальнейшем я снимал (и сейчас снимаю) на зеркальные камеры, но ощущение ценности кадра осталось.

Мои первые сюжеты были незамысловатыми: портреты знакомых, виды города и то, что я полюбил на всю жизнь — уличное фото.

2

«ЗаграNица»: В чем, по-вашему, преимущество мобильной фотографии?

С.Р.: Преимуществ у мобильной фотографии много. Первое — тебе не нужна дополнительная техника, тебе вообще не надо никакой фототехники, всё у тебя в смартфоне, под рукой. Это как поп-культура в фотографии. Она доступна всем: и взрослым, и детям. Просто бери и снимай!

Второе — мобильность. Твой фотоаппарат, твой компьютер с «фотошопом» — всё под руками. Ты не зависишь ни от чего, разве что от заряда батареи. (Смеется.)

В-третьих, это разминка для мозга. Часто снимая похожие сюжеты, начинаешь ловить себя на том, что делаешь кадры людей с одного ракурса, в одинаковых позах — в общем, на языке фотографа, «начинает замыливаться глаз». Тут мне и помогла мобильная фотография. Вначале это была просто тренировка. Например, я от дома до работы двигаюсь практически одним маршрутом. Я стал снимать всё, что мне было интересно на пути. Дальше придумал себе игру: снимать свой обычный маршрут с необычных ракурсов, заставляя мозг постоянно искать новые решения и не скучать. Сейчас это на уровне рефлекса. Если что-то мне кажется интересным, я снимаю, а потом думаю, что же снял. Так я втянулся в мобильную фотографию. (Улыбается.)

3

«ЗаграNица»: В одном из интервью вы говорили, что вам нравится советская фотография. На каких авторов того периода посоветовали бы обратить внимание?

С.Р.: Из советского прошлого (слава Богу, что оно уже прошлое!) моим ориентиром были работы фотографов журнала «Огонек». В его штате работали самые-самые, это видно невооруженным глазом. Я частенько просматриваю их работы, чтобы вдохновиться.

Из мировых street-фотографов я бы выделил Вивьен Майер — няню, которая снимала Америку 30-х. Каждая ее работа — это шедевр: можно тысячу раз просматривать и восхищаться. Про Майер даже документальное кино сняли.

Также я бы не упустил человека, которого не знаю лично, но влюблен в его творчество, человека, благодаря которому я знаю Киев таким, каким он был в 60-е – 80-е годы. Это Александр Ранчуков. Он снимал Киев на среднеформатную камеру: дома, улицы, уличные сценки. Эдакий первый ч/б «Инстаграм» Киева. (Улыбается.). Ну, и группа «ТРИВА». Эти ребята делали в СССР нереально крутые street-фотографии!

4

«ЗаграNица»: За творчеством каких современных фотографов следите?

С.Р.: Из современных фотографов я бы выделил Юрия Козырева — он снимает войны для Magnum Photos. Также нравятся работы Петра Ловыгина за их атмосферность.

5

«ЗаграNица»: Что вас больше всего привлекает в уличной фотографии?

С.Р.: Уличная фотография для меня — в первую очередь момент истории, нашей бурной эпохи. Это как охота, где результат непредсказуем. Можно целую неделю снимать и будет всё не то, а можно вдруг за час отснять на год вперед. (Смеется.) Нужно принимать молниеносные решения — что, в какой момент и как снять. В такие минуты мозг работает на полную мощность, и это очень важно: ты растешь как фотограф, ты вдохновлен и снимаешь. К тому же, в уличном фото ты можешь сам формировать свое время. Например, в проекте «Теплая Одесса» я полностью ушел от привязки ко времени: такие снимки можно было сделать как сейчас, так и 40 лет назад. Мы сами формируем свой стиль, и мне это нравится.

6

«ЗаграNица»: Выгодно ли заниматься стрит-фотографией в коммерческом плане?

С.Р.: В Украине выгодно заниматься, наверное, только коммерческой фотографией — рекламной там или студийной. (Смеется.) Чтобы тебя кормили другие направления, надо очень стараться. Рынок худфотографии не развит нормально в Украине, в отличие от Европы или США. Чтобы хорошо продаваться, нужно подавать свои фотографии как проекты со смыслом, как арт-объекты и т.д. На Западе это ценится именно в таком виде: тогда можно иметь шансы на успех. Просто хорошие фоточки уже никому не интересны.

7

«ЗаграNица»: Каких ошибок вы бы посоветовали избегать начинающим фотографам?

С.Р.: Первое, что меня раздражает у «юных дарований» — это отсутствие теоретической базы в фотографии. Ты типа знаешь, на какие кнопки нажимать и какие фильтры выкручивать, но не вдумываешься в это. Ты можешь круто разбираться в технических параметрах камеры, но не понимать, что такое «правило третей» в композиции. Все хотят мгновенно стать крутыми фотографами, при этом больше думают над своим образом, чем над художественной составляющей. То же самое в мобильной фотографии: клепать что попало с философскими дописками — круто, но это не искусство. Вот, наверное, мой главный месседж: читайте больше про художественную фотографию, думайте о снимке, а не о настройках, вдохновляйтесь красивыми работами, а не бездарно воруйте идеи.

8

«ЗаграNица»: У многих фотографов бывает период застоя, когда начинаешь снимать не лучше, не хуже, а предсказуемо. Как вы совершенствуетесь? Что вас вдохновляет двигаться вперед?

С.Р.: Период застоя — это нормально. В любых областях есть периоды роста и спада. Для меня спад отличается тем, что, например, снимая кадр, мне его нигде потом не хочется публиковать. В такие моменты я расслабляюсь и настраиваю себя, что это лишь затишье перед бурей. Не мучаю себя съемкой, а просто откладываю айфон или камеру в сторону и даю мозгу отдохнуть. Такое состояние может длиться неделю-две, а потом опять следует период роста. Частенько после спада и отдыха выходят работы на порядок выше предыдущих. Так что я спокойно воспринимаю застой и рекомендую не переживать по этому поводу. (Улыбается.)

9

«ЗаграNица»: Расскажите о своих «секретных» местах в Киеве. Где любите бывать?

С.Р.: Не уверен насчет секретных — это, скорее, просто любимые места. Во-первых, на Оболони я очень люблю берег у моста Фукса (Московского). Туда мало кто доходит, а там очень живописно и тихо. Нравится просто сидеть и любоваться Днепром: всегда посещает чувство, что я в каком-то кино, где на мосту кипит цивилизация, а тут, внизу, безлюдная природа, куда не ступала нога человека (увы, мусор не дает полностью в это поверить). Потом Владимирская горка. Я на ней бываю часто — это место силы. Тут я заряжаюсь энергией, причем недавно прочел, что там и правда большой поток энергии. Присоседившись к этому потоку, я покруче атомной батарейки буду. (Смеется.) Также люблю Рыбальский остров — место застряло где-то в 70-х – 80-х и всё никак не выберется оттуда. Вплоть до ассортимента пирожных в местном гастрономе! Хочешь поностальгировать — туда тебе дорога. Еще нравится часть улицы Боричев Ток (метров 200 от Андреевского спуска). Это, в моем понимании, настоящий Подол, исторический Киев. Жаль, что он с каждым годом тает, как лед на солнце. Думаю, через несколько лет там вообще ничего не останется…

10

«ЗаграNица»: Что вам больше всего нравится в Киеве и что вас огорчает (разочаровывает, нервирует)?

С.Р.: В Киеве разочаровывает уничтожение красивых исторических зданий путем либо сноса, либо уродования под названием «евроремонт». Исторического Киева, старой застройки как таковой нет: она уничтожена, причем очень активно — именно за последнее десятилетие.

Парковка — это вообще ад. Тротуары, дворы, дороги — всё забито автомобилями. Отсутствие даже минимальной культуры вождения налицо.

Наружная реклама у нас в городе, наверное, из космоса видна. Бигборды, растяжки, сити-лайты и прочая хрень так заполонили Киев, что противно смотреть. На уровне городских властей, видимо, всё ОК, раз это не только не пресекается, но и поощряется.

Ну, и МАФы. Каждый минимально активный пятачок возле подземных переходов и выходов из метро превращается в ларькозону. Иногда такой Шанхай выходит, что не верится, будто вы в Киеве!

Еще отсутствие велоинфраструктуры — только у нас велодорожки ведут из ниоткуда в никуда. Две на весь город!

11

«ЗаграNица»: Как люди обычно реагируют, когда видят, что вы их снимаете? Не ругаются?

С.Р.: Обычно люди не видят, что я их снимаю, иначе я бы не получил и половины кадров. Если всё-таки заметили меня и подходят с вопросом «А зачем?», говорю им коронную фразу: «Для портфолио». Это сразу снижает агрессию, если таковая возникла. Хотя нужно смотреть по ситуации. Как я люблю говорить, не помешал бы КМС по боксу и бегу. (Улыбается.)

НАПЕЧАТАТЬ

Смотрите также:

Комментарии

c
Гость
Еще 0 ответов комментарии