Интервью с Ваней Якимовым: «Всё, что сделано без любви — не имеет смысла»

Ваня Якимов — поэт современности. Он говорит о вечном и о важном, говорит искренне и от души. Мы встретились с Ваней, чтобы узнать немножечко больше: о стихах, о творчестве, о смысле. Откуда появилась любовь к поэзии, как проходили первые литературные вечера и зачем людям нужны стихи — ответы в материале ниже
«ЗаграNица»: Расскажите немного о своем детстве. Откуда появилась любовь к поэзии?
Ваня Якимов: Сколько себя помню, я всегда что-то творил, придумывал. Безусловно, моя мама сыграла важную роль в моем развитии. С детства она записывала меня во всевозможные кружки: рисование, танцы, драмкружок, музыка. Папа же, как человек исключительно мудрый, в подробности особо не вникал, но задавал курс моему воспитанию. Очень важно, чтобы в детстве был заложен фундамент доброты и порядочности. Желание писать стихи появилось само по себе. Мне всегда нравилось читать. К тому же моя мама часто читала мне стихи перед сном. Дома у нас стояли те же книги, что и у всех: Есенин, Маяковский, Блок. Когда я стал постарше и начал копить деньги, стал сам покупать книги. В институте мне очень нравились Евтушенко, Рождественский. Я изучал творчество поэтов, писателей, отслеживал какие-то технические моменты, ритмику, как же иначе.
“В жанре поэзии нельзя ничего скопировать, спародировать. Здесь возможна только искренность. Если ты начинаешь писать стихи, то ты автоматически становишься первоисточником. Не бывает одинаковых или похожих поэтов. Все абсолютно разные
«ЗаграNица»: Каким был ваш первый литературный вечер? Помните его?
В. Я.: Я был очень напуган. Помню только свои эмоции. Это было в Доме архитектора — моя первая большая сцена. А до этого (и до сих пор) я проводил квартирники — небольшие встречи на 20 на 30 человек. И очень их люблю.
«ЗаграNица»: Как вы оказались на сцене перед большой аудиторией? Кто в этом помог?
В. Я.: На мои квартирники ходило не так много людей, но те, кто был, интересовались моим материалом. Одним из них оказался Женя Крывин, руководитель проекта Svitlo Сoncert. Тогда всё только начиналось — и у него, и у меня. Именно он предложил мне такое сотрудничество уже на большой сцене. Нам обоим было интересно. Мы попробовали, и у нас получилось. Пошло развитие, пошли концерты, реклама. Сейчас я уже самостоятельно создаю литературные проекты. По сути, это всё один и тот же формат, одна и та же кухня. В рамках этих мероприятий я, как и раньше, выхожу к людям и читаю стихи.

«ЗаграNица»: Ваши литературные вечера — это абсолютно новый формат для столицы. Сейчас у вас практически всегда аншлаг. Почему это так хорошо «выстрелило»?
В. Я.: Я всегда сужу о мероприятии как слушатель и как зритель. Мне вовсе не интересно видеть на сцене какой-то цирк, какое-то шоу. Если это мероприятие позиционируют как смысловое, то в нем не должно быть никаких отвлекающих жестов, артистов и пр. Мне кажется, что эти литературные вечера «выстрелили» именно потому, что я никогда никого не играю на сцене. Я подаю материал так, как считаю нужным его подавать. Никаких фокусов! От шоу все устали. Люди приходят, им нужна суть.
“Я не имею никакого отношения к рекламе и продвижению своих мероприятий. Эти процессы всегда проходят мимо меня. Мне это никогда не было интересно
«ЗаграNица»: Зачем Киеву нужна поэзия? Почему появилась эта потребность?
В. Я.: В поэзии всегда была необходимость! В любое время, в любом городе! Конечно, Интернет здорово помогает, но это всего лишь инструмент. Как ни крути, но главным является материал. То, с чем ты выходишь к людям, и то, что ты хочешь им донести. И если мы сейчас собираем залы — это значит, что мы на правильном пути. Это значит, что мы затрагиваем актуальные темы. Это значит, что мы держим руку на пульсе.
“Подача стихов с музыкальным сопровождением не нова. Известные поэты так всегда делали и продолжают делать. Другое дело, что в Киеве этим никто раньше не занимался
«ЗаграNица»: Что вы хотите сказать людям своими стихами?
В. Я.: Говорю о вечных ценностях, о доброте, о честности, о любви. Тема любви — это вообще главная тема. Это смысл всей нашей жизни. И моей, и вашей.
***
Продолжаешь себя искать
В лабиринтах и тьмы, и света.
Ты один, даже если с кем-то
Продолжая себя искать.
В непривычные глазу цвета
Разукрашены стены и окна,
Вечерами сидите подолгу,
Коротая свои вечера.
С этой девушкой сбудется сон —
Молчалива, умна и спокойна,
Бурей в сердце поднимутся волны
И она пропишется в нем.
Можно взять у кого-то в долг,
Переехать на крайнюю точку
И забыть всех теперешних, в строчку
Не попавших, как лишних слог.
А пока что весь мир твой — кровать,
Семь на семь комнатушка с прихожей,
Книги. Простынь. Мир прост и не сложен.
Продолжай себя в нем искать.
«ЗаграNица»: Ваши стихи — это всегда проекция на вас?
В. Я.: Конечно и только так. Евтушенко как-то сказал, что раздвоение личности автора на сценическую и на бытовую составляющую недопустимо, ибо ведет к творческому самоубийству. Как только я начну лукавить и юлить, это будет значить, что я ступил на скользкую тропу. Поэтому самая правильная позиция — писать честно до тех пор, пока пишется.
“Я всегда волнуюсь перед выходом на сцену, независимо от формата вечера. С волнением справиться невозможно. Жду начала концерта и выхожу
«ЗаграNица»: Что получает ваш слушатель?
В. Я.: Каждый свое. Но я думаю, что как минимум он отвлекается от суеты. Это уже немало.

«ЗаграNица»: 20 сентября состоится ваш литературный вечер в зале на 400 человек. Это мероприятие вы организовали самостоятельно с помощью одного короткого поста в «Фейсбуке». Как это произошло?
В. Я.: Это вообще уникальное событие для современного поэтического Киева. Это не было продумано заранее или срежиссировано. Я просто написал достаточно много новых стихов, и мы на самом деле не так уж и часто встречаемся с публикой. Вот я и подумал, а почему бы не написать у себя на странице: «Ребята, ну что, какой мне зал снимать — на 100 человек или, может, вас больше?». Ну а реакцию вы видели. Я пришел в Дом архитектора, выбрал день — вторник, 20 сентября, — и забронировал зал на 400 человек. На этой
“Это мероприятие я организовал самостоятельно. И самостоятельно буду покупать на него билеты для своих близких. Звучит странно, да? Ваня Якимов покупает билеты на литературный вечер Вани Якимова для родителей Вани Якимова
«ЗаграNица»: Бывает ли у вас «кризис жанра», когда совсем не пишется? И что вы с этим делаете?
В. Я.: Да, бывает, и я ничего с этим не делаю. Конечно, если всю неделю сидеть дома в закрытой комнате, то не будет никаких эмоций, нечего будет проживать. И, как следствие, не о чем писать. Нужно всегда принимать активную жизненную позицию, путешествовать, знакомиться с новыми людьми. Чтобы были эмоции, чтобы было о чем.
«ЗаграNица»: Как вы реагируете на ежедневный информационный поток в социальных сетях, в медиа? Как защищаете себя от лишней информации?
В. Я.: Я научился справляться со своими эмоциями. Раньше я очень остро воспринимал информационный поток. Теперь, разобравшись в теле этого потока, в том, кем это делается, зачем это делается и какие цели преследуются авторами, я моментально отсекаю лишнее. Ведь, как ни крути, этот поток не хаотичен, и воздействие на сознание социума контролируемо и управляемо. Я просто отписываюсь от того, что мне не нужно. Я не хочу, чтобы эти вещи засоряли мой эфир. Где-то года два назад у меня появилась страница в «Фейсбуке», недавно завел аккаунт в «Инстаграме». Быть там — это часть моей работы, ведь если я пишу стихи, то должен их где-то выкладывать, делиться.
***
Я строю храм, но этот храм внутри
Растет из камня веры и надежды
На самом крае линии прибрежной
Я строю храм всем бедам вопреки.
Открыты двери, много прихожан.
И к счастью, все любимые мной люди,
Зайдя сюда вплетают свои судьбы
В мой ежедневно строящийся храм.
Злой человек встречается, увы.
Ворвется вихрем, разобьет мне окна.
Ну что поделаешь, раз человеку плохо.
Отстрою заново и нет ничьей вины.
Защитой в бурю, ветрам и дождям.
Там каждому в тепле найдется место.
На берегу морском, на краешке под сердцем.
Я строю храм.
«ЗаграNица»: Вы критичны к своим стихам, к своей работе?
В. Я.: Все мои стихи мне очень нравятся. Конечно, какой-то более удачный, какой-то менее. Мне не стыдно с ними выходить на публику. И я никак не реагирую на критику, ведь каждый судит по себе. Есть несколько человек в моей жизни, мнение которых я считаю экспертным. И критика с их стороны может быть мною воспринята. Остальные 45 миллионов жителей этой страны в вопросе моей поэзии — на одно лицо.
“Как правило, критика скучна и неинтересна. Лучше тратить свое время на создание чего-то нового, а не на критику
«ЗаграNица»: Давайте поговорим о деньгах. На что живет поэт в нашей стране? На что живете вы?
В. Я.: Последние полтора года это исключительно концертная деятельность. Один мой знакомый сказал мне: «Ваня, многих ли ты знаешь людей в этой стране, да и вообще в СНГ, которых кормят стихи?». Думаю, человек 10 таких найдется, больше я и не знаю. Перед тем как полностью посвятить себя стихам, я имел высокую должность в крупной компании, которая занимается компьютерной техникой.
Важно понимать, что каждого автора кормит материал. И если материал не приносит тебе достаточно денег, чтобы нормально жить, то проблема не в организаторах, не в отсутствии рекламы и не в том, что ты не появляешься в телевизоре или где-то в медиа. Всё это будет, но только при условии наличия хорошего, качественного материала. Если музыканта или артиста не зовут на концерты или на фестивали — это не потому, что мир зол и закрыт. Его не зовут, потому что материал у него недостаточно хорош для большой сцены. Вот и всё! И если я вижу, что какой-то месяц у меня провальный или денег меньше заработал, то я не иду к организаторам и не ною. Я начинаю писать стихи лучше, больше, работаю над собой. Всегда надо начинать с себя. В любом деле. Тем более в творчестве!
“Неужели вы думаете, что если я сейчас встану со стула и прочту людям вокруг любые хорошие 4 строки, им это не понравится? Конечно понравится
«ЗаграNица»: Можете ли вы предугадать реакцию ваших слушателей на то или иное стихотворение?
В.Я.: Нет, я ничего не предугадываю. Знаете, можно изучить вкус большинства и работать в русле этого вкуса. В этом нет ничего ужасного, ведь если люди хотят хлеба и зрелищ — то почему бы не дать им этого. Так тоже можно работать и зарабатывать деньги. А еще этот вкус можно прививать. Каким образом? Поверив в себя и свои силы! Ведь если человек купил билет на мой концерт, если он следит за моим творчеством, если он ко мне прислушивается и если я попадаю ему в сердце — это значит, что я моделирую его, создаю в нем какую-то частичку себя. Да, я создаю какой-то свой класс, своих людей и я несу за этих людей ответственность.
“Если ты открываешь рот, то ты должен вещать что-то смысловое. Если не можешь — то закрой его и держи на замке до тех пор, пока не сообразишь мысль, достойную внимания окружающих
«ЗаграNица»: Как вы восстанавливаете силы и восполняете энергию?
В.Я.: Иногда очень помогают «правильные люди», которые могут тебя добрым словом успокоить, поддержать, прочистить тебе мозги. Ну а если и они не помогают, тогда только одно — тишина и одиночество!
«ЗаграNица»: Какие у вас любимые места в Киеве? Где вас можно встретить?
В. Я.: Мне очень нравится Феофания, меня там крестили, в Свято-Пантелеимоновском монастыре. Одно время в тех краях жила моя бабушка, и я иногда проводил у нее лето. Знаю там каждый куст, каждый камушек. Теперь чаще всего бываю в районе Золотых ворот, на Прорезной. Еще люблю Подол, Мариинский парк.
“Если у меня происходят какие-то встречи вне сцены, то я веду себя так же, как и на сцене. И, слава богу, мне это большого труда не составляет
«ЗаграNица»: Когда мы видим вас на сцене, вы производите впечатление романтического, лирического героя. Вы согласны с этим?
В. Я.: Всё дело в том, что меня просто хорошо «подзвучили». Мне дали в руки микрофон, и я говорю. Вот и всё! А так, возьмите сейчас любого, разговорите его хорошенько, выпейте с ним 50 граммов коньяка — и он вам таких историй расскажет, что куда там!
***
А я не знаю, что еще сказать
Курю, пью кофе и любуюсь морем
Раскрылась словно новая тетрадь
И я боюсь испачкать все собою
И ветер свеж и солнце высоко
И волны бьют об пирс — всё слава Богу,
Как старое французское кино,
В котором сердце будет отдано другому,
В котором нет начала и конца
И на часах остановилось время.
А времени того на два часа
И мы успеем все что не успели
Мне нравится случайность наших встреч
И не случайность наших расставаний
Мне нравится, что есть кого беречь
На сотни километров расстояний
Да, я люблю тебя, здесь нечего скрывать
Хоть знаю, что расстанемся мы вскоре
И я не знаю, что еще сказать
Курю, пью кофе и любуюсь морем.
«ЗаграNица»: Вы всегда так спокойны? Вас вообще можно вывести из равновесия?
В. Я.: Да, я всегда спокоен. Не помню, когда в последний раз повышал голос. Такого вообще, кажется, не было ни разу. Я даже на футболе не кричу. Просто нужно всегда контролировать свои эмоции. И в этом деле помогает такой инструмент, как мозг. Его всегда нужно включать.

«ЗаграNица»: И напоследок хочется услышать ваши ответы на вопросы из известного опросника Марселя Пруста! Давайте попробуем!
Какие добродетели вы цените больше всего? — Способность прощать людей.
Качества, которые вы больше всего цените в мужчине? — Верность.
Качества, которые вы больше всего цените в женщине?— Верность.
Ваша главная черта. — Способность верить всем сердцем.
Что является вашим главным недостатком? — Недисциплинированность.
Если не собой, то кем бы вам хотелось быть? — Никем. Я выхожу из игры, если это не я.
Способность, которой вам хотелось бы обладать. — Никакой Я всё умею, у меня всё есть.
Ваше состояние духа в настоящий момент. — Бодрое.
Ваше любимое изречение. — «А судьи кто?»
Ваши любимые писатели. — Чехов и Шукшин.
Ваши любимые поэты. — Пушкин и Тарковский.
Любимый литературный герой. — Маленький принц.
Что вы больше всего ненавидите? — Двоедушие.
К каким порокам вы чувствуете наибольшее снисхождение? — К лени.
Что вы считаете самым большим несчастьем? — Отсутствие веры в Бога.
К чему вы испытываете отвращение? — Ко всему, что не имеет смысла.
Если бы вы встретились с Богом, что бы вы ему сказали? — Я бы рассказал ему свой любимый анекдот.
Комментарии