zagranitsa.com
Назад
Пишет блогер
Елена Прекрасная

Как винный профан может влюбиться в вино: поездка в «Шато Мухрани»

24 августа 2016 0 4870

Вы бы отказались от приглашения на дегустацию грузинского вина в… Грузии?! Что за вопрос?! Вот и мы с другом Богданом не отказались. И закинув фотик в рюкзак, в назначенный день в назначенное время отправились в ChâteauMukhrani. Так называется винодельня.

Естественно, сначала мы прилетели в Тбилиси. Из Киева. И только потом поехали в Мухрани. Это деревенька в  45 км от столицы Грузии. В общем 30–40 минут езды на маршрутке, и вы на месте! Но! Чтобы сесть на нужную маршрутку, надо найти нужный автовокзал. В Тбилиси их несколько. Из-за моей невнимательности мы искали маршрутку на автостанции «Ортачала». А она оттуда сроду не ходила. Вежливые таксисты объяснили: ваш автобус отправляется с «Дидубе». Это в другом конце города. Но опущу историю о таксистах — они такие же хитрые, как в Украине…


«Дидубе» — автостанция, где всё в кучу. Тут вам и автобусы, и базарчик. Суета сует. Найти нужное направление по табличке на маршрутке не получится. Всё на грузинском! Так что мы купили билетики — каждый стоит 2 лари (приблизительно 20 грн.) — и уточнили, где именно, какого цвета, какой марки наш транспорт. Вуаля! Вот и он!


Доехали быстро — за 30 минут! И нескучно! Виды за окном ого-го! Советую купить на станции бутылочку или две грузинского лимонада, и тогда дорога вообще пролетит незаметно. Местные водители, конечно, знают о винодельне. Стоило нам только заикнуться, сказать «Шато Мухрани», нам в ответ: «Остановлю, покажу!». От остановки идти минут пять. И взору отрывается прекрасный вид: по правую и левую стороны — подстриженные зеленые газоны, а между ними дорога, ведущая к белоснежному замку. Ну издали так точно замок! Знаете, тут у меня возникли ассоциации со сказкой «Кот в сапогах». Там есть такие слова: «А чьи это леса? А чьи это поля?». «Маркиза Карабаса», — говорит сказка. «Шато Мухрани!» — гласит грузинская реальность.




Пока я вертела головой по сторонам, а Богдан фоткал эти поля газонов, возле белого здания снимали индийское кино… Догадаться об этом было несложно. Много света, камера, кейтеринг, киношные вагончики. И много индийцев. И таки да! Кино в «Шато Мухрани» периодически снимают. Потому что территория роскошная, я бы даже сказала, универсальная. И на Индию тянет, и на Францию… Жаль, не спросила, когда сия болливудская мелодрама выйдет в большое плавание.

Киношный свет вокруг замка. У съемочной группы — обеденный перерыв 

А дальше нас провели в замок. Вернее, в его подземелье. Над головой кирпичные своды. Приглушенный свет. Грузинская музыка на фоне. Столики. И на каждом — красивые бокалы. Так выглядит дегустационный ресторан винодельни. Хотя народ тут не только пробует вина, а еще и кушает. В меню много разных блюд — европейских и грузинских. Но я бы советовала уточнить у официанта, с чем лучше сочетается то или иное вино. Это если вы гурман, эстет и всё такое. Сразу признаюсь, я в этих делах абсолютный профан. Да, смогу отличить сухое от полусладкого или сладкого, но не более. В винных букетах не сильна. Поэтому оцениваю вкус по принципу «нравится — не нравится». И пусть простят меня все сомелье!




Шашлык был божественный! И рыба тоже

Ресторан, конечно, прекрасен. Но еще прекраснее винные погреба. Перед нами стеклянные двери. За ними — опять много кирпичных сводов и туннель, уходящий вдаль. Красиво. Романтично даже. Так начинается винная история. Наш гид Иракли Нуниашвили рассказал, что здесь даже сохранились кирпичи XIX века — напоминание о старой винодельне, с которой всё началось. Первый туннель-коридор — музей. На стенах много фотографий, а в нишах — экспонаты: бутылки, рога изобилия, бокалы… Самые яркие — квеври, огромные глиняные кувшины. Только представьте себе: самый большой вмещает 3000 литров! В таких кувшинчиках готовят традиционное грузинское вино. Кувшины закапываются в землю, на глубину порядка двух метров… Технология — древняя. Весьма трудоемкая. Не буду вдаваться в подробности. Суть в том, по словам Иракли, что именно с этих кувшинов всё началось.


Квеври там, под землей 

Князь, полководец и, естественно, любитель вина Иван Багратион-Мухранский (грузины называют его Иванэ) построил себе винодельню. Аристократ души не чаял в грузинском вине. Сам пил и других угощал. Но со временем Иванэ задался целью: распространить, популяризировать грузинское вино за границей. «Возникла проблема. Традиционное вино готовится в квеври. По сути, в кувшинах смешивалось всё: жмых, косточки, кисти лозы. Да, получался очень насыщенный, яркий напиток, однако тяжеловатый для европейцев. Поэтому князь Мухранский решил изменить технологию производства», — рассказал Иракли.



В центре фото — Иванэ Мухранский 

А где изучать? Тут без вариантов: во Франции. Грубо говоря, князь отправился в командировку и учился, как там, во Франции, работает классическая технология виноделия. А дальше вернулся и запустил всё это дело на своей винодельне. Плохие времена настали после смерти князя в 1895 году. Константин, сын Иванэ, пытался продолжить дело отца, но тщетно. Виноград заболел, убытки, долги… Короче говоря, Константин продал бизнес отца. А в советское время на месте замка-винодельни построили завод по производству шампанского. Того самого советского игристого. Про древние традиции тут напрочь забыли. Только массовое дешевое производство! И все пьют «Советское шампанское»… События 1992 года (начало гражданской войны в Грузии), казалось бы, поставили жирный крест на виноделии Мухрани. Тогда здание сгорело дотла. Все виноградники были уничтожены. Земли разорены.


«В 2003-м четыре бизнесмена, двое из них грузины, решили поднять всё. Выкупили земли у государства. И высадили на 87 гектарах виноградники! Сейчас винодельня «Шато Мухрани» выпускает 400 тыс. бутылок вина в год. 60% напитка идет на экспорт. Наибольшим спросом пользуется белое сухое вино. Это 60% общего производства. Остальные 40% приходятся на красное сухое. Особнячком идут розовое сухое вино, сладкое крепленое вино и чача»,  — радостно завершает Иракли первую часть экскурсии.  

Хватит истории и музея. Вход в основную часть погреба — это еще одна стеклянная дверь. За нею хранятся дубовые бочки. Температура здесь постоянная — 15–16 °С. Идеальная для выдерживания вина в дубовых бочках. Дуб, между прочим, кавказский, французский и американский. Грузинского нет — грузинские дубы нельзя вырубать, они занесены в Красную книгу. Бочки расположены стройными рядами. Вино доходит в тишине и спокойствии. В большинстве бочек выдерживаются красные сухие вина Саперави и Саперави Каберне. 13 месяцев, на минуточку!



Современное производство — за следующими дверями. Вот там уже гул! Вино ферментируется в огромных цистернах из нержавеющей стали — 10–15-тонных. Конечно, за процессом лучше наблюдать в сентябре-октябре, когда виноград собирают и привозят сюда на конвейер. Очистка от листьев и кистей — автоматическая, а вот ягодки на винодельне сортируют вручную, чтобы виноград был отборный! Потом пресс-машина выжимает сок... Подведу маленький итог: одна бутылка красного сухого вина — это 500 г винограда.


Пора дегустировать! Спасибо за ликбез Алексу Бадуашвили,сомелье и бренд-амбассадору Château Mukhrani. Дело не из простых, если всё по правилам. Оказывается, чтобы до конца понять структуру букета того или иного вина, необходимо пить его из бокала правильной формы. Итак…

Ркацители. Белое сухое. Я бы могла повыпендриваться и поразмышлять о вкусе этого вина. Рассказать, что ркацители — особенный сорт винограда… Но первое ощущение после первого глотка: некислое, с легким цветочным ароматом. Красивого золотистого цвета. И добавлю описание от Алекса: «В Ркацители есть живая минеральная структура. Букет — очень цветочный, в нем чувствуется бело-фруктовый аромат. Большое значение имеет кислотность вина. Она сбалансированная. Остается долгое послевкусие».


Ах да! Мы не просто дегустировали! В Грузии нельзя пить вино без тоста. Поэтому первый тост от Алекса: «Грузия — маленькая страна. Но в каждом регионе есть свои особенности, свои различия. Люди разные. У имеретинцев один характер. В Кахетии (я сам из Кахетии) мы немного другие. Везде есть различия. И виноград такой тоже. Разный. Как человек. Но везде, в каком бы регионе Грузии вы ни оказались, у кого бы вы ни спросили «а что для вас значит гость?», ответ будет один: «Гость — подарок Божий!». Так выпьем же за вас!».  

Тавквери. Розовое сухое. Запахло малинкой.  Цвет — офигенно красивый: играет даже при искусственном освещении. Могу представить, как это вино переливается на солнце… Алекс говорит, что люди зря думают, что розовое вино — напиток летний  или сугубо женский, легкий. Ничего подобного! Розовое «Шато Мухрани» — очень сильное, интересное вино. Кислотность у него выше, чем у Ркацители. Чувствуется ягодно-фруктовый букет. Долгое послевкусие и немного сладковатый в конце, как будто вино выходит из сухого состояния...


Саперави. Красное сухое. Очень распространённый сорт винограда и вино. Интенсивный, глубокий, вишневый. Но Саперави Саперави рознь. К примеру, кахетинское Саперави сильно отличается от картлийского (именно в этой области расположена винодельня «Шато Мухрани»). Я, сознаюсь, разницу не почувствовала. Но Алекс подсказал: «Кахетинское Саперави — это сильный парень, играющий мускулами, а наше, картлийское вино из этого же сорта винограда — интеллектуал, мудрый и элегантный ».  На вкус — отличный баланс всего! Если бы еще понимать чего! Баланс  танина, баланс кислотности. Эдакий черно-фруктовый пряный вкус. Ну пробовать надо! Тут слов не хватает просто!    


Мускат. Белое сладкое крепленое. Из итальянского сорта винограда. Очень виноградный аромат, чувствуется вкус сладости, меда, сухофруктов. В процессе производства в это вино добавляется грузинское бренди —  чача. Очень вкусно! Особенно под шоколадный десерт!


И напоследок хочу поделиться еще одним тостом от Алекса: «Жизнь — это три состояния: прошлое, настоящее и будущее. Мы прошли наше прошлое, чему-то научились, что-то потеряли, что-то приобрели.  С этим живем. И каждая минута становиться прошлым. Будущее — не в наших руках. Оно только будет. В наших руках — вот эта минута. Сейчас бокалы в наших руках. Мы пьем отличное вино, у нас отличный стол. За столом — хорошие люди. Мы стараемся наслаждаться жизнью. Давайте поднимем бокалы за этот чудесный момент!».


Да, вся жизнь из моментов…  Поэтому цените каждый, друзья! А когда будете в Грузии, обязательно загляните в это удивительно-упоительное местечко.  

Фото: Богдан Бондарь

НАПЕЧАТАТЬ

Смотрите также:

Комментарии

c
Гость
Еще 0 ответов комментарии